ДЕТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА
«Игровая экономика – вектор успеха»
Доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в болеераннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет ит.д.), в России стремительно растет. Однако зачастую дети, освоившие техническиеновинки, абсолютно не понимают, откуда берутся и как тратятся деньги. При этомсистема общего образования не включает в себя обучение управлению личнымифинансами. Несмотря на то, что, по мнению экспертов, обучение обращению сденьгами должно начинаться в самом раннем школьном возрасте, в России урокиэкономики есть только в старших классах некоторых школ. В начальных же классахэкономические темы рассматриваются в считанных школах, да и то, зачастую, врамках предмета «Окружающий мир». Такое положение дел не в состоянииобеспечить подрастающее поколение полнотой необходимых знаний и умений,которые помогли бы избежать в будущем серьезных ошибок при выстраиванииэкономических отношений. Между тем, последствия таких ошибок способнынегативно сказаться на всех составляющих жизни человека и значительноусложнить и личные взаимоотношения, и профессиональную деятельность, а пороймогут создать реальную угрозу самой жизни.
Образовательная программа «Игровая экономика – вектор успеха» направленана решение этой проблемы. В программе «Игровая экономика – вектор успеха»,усвоение полезных навыков и знаний обращения с финансами осуществляетсяпреимущественно в ходе коллективных интерактивных экономических игр. Авторыперевели на язык игры такие экономические понятия, как «потребительскаярациональность», «инфляция», «инвестиции» и многие другие. Разнообразиеигровых ролей в играх данной программы предоставляет участникам возможностидля создания и закрепления различных положительных, социально значимыхмоделей поведения и развития, таких важных качеств как инициативность,ответственность, лидерство, умение работать в команде, целеустремлённость,порядочность. Важнейшей задачей является осознание школьниками того, что дляблагополучной в материальном отношении жизни необходимо разумно иответственно относиться к личным финансам и их использованию. Такаяубеждённость создаст необходимую мотивацию для дальнейшего овладенияискусством управления личными финансами.
В классе организуется до семи (в зависимости от темы занятия) игровыхсекторов: «Работа», «Университет», «Репетиторы», «Магазин», «Покупки» «Профилакторий», «Фондовая биржа». Каждый игровой сектор представляет собойстол (или несколько столов) с соответствующей вывеской. На столах, всоответствии с их назначением, раскладываются элементы игрового комплекта —деньги, акции, карточки с изображением товаров, карточки «Здоровье», карточки«Образование», карты «Покупки» и прочие. Игру проводит ведущий, роль котороговыполняет педагог. По ходу игры дети должны постараться заработать большеденег, сберечь заработанные средства от потерь и купить в «магазине» как можнобольше «товаров», то есть удовлетворить свои потребности. При этом они попадаютв различные финансовые ситуации и сталкиваются с опасностями, угрожающимисбережениям, такими как инфляция, кража, падение курса акций, рискованнаясделка и др. Цель игры — быстрее удовлетворить свои потребности (купить всенеобходимое) и закрыть купленными товарами как можно больше ячеек карты«Покупки». Больше шансов победить у того, кто быстрее других будет усваиватьинформацию и проявит большую активность и организованность.
Так как игра «Образование – вектор успеха» моделирует экономическуюсоставляющую жизни человека, живущего в условиях рыночной экономики, еёучастники получают навыки рационального экономического поведения. Они такжеосознают важность высокой социально-экономической активности и хорошегообразования для достижения личного экономического успеха.