Кому не хочется овладеть навыком скорочтения? Умея быстро читать, можно было бы освоить больше интересующей вас литературы – от художественной до технической и научной; разобраться в конкретной сфере и приобрести определённые знания. Тем более навык скорочтения легко тренировать и добиться реальных результатов в короткие сроки. Приведённые ниже в статье упражнения направлены на увеличение скорости чтения минимум в два раза. Даже за первые двадцать минут вы почувствуете разницу.
Что обычно мешает нам читать быстрее?
Человеческий мозг устроен так, что ему необходимо отвлекаться на упущенные моменты. Как на сознательном уровне, так и на бессознательном, наш мозг возвращается на те участки текста, где концентрация внимания была потеряна по той или иной причине. Из-за этого возврата читающий тратит, в среднем до одной третьей времени. Во время тренировки по быстрому чтению не стоит возвращаться назад по тексту, потому что для вас главное сейчас – это развить навык скорости. В упражнениях представлены три ступени, где поочерёдно вы будете тренировать технику скорочтения и увеличение скорости, а потом уже и понимание текста. Не стоит торопиться и стараться тренировать три ступени сразу, необходимо осваивать их последовательно для большей продуктивности.
Также старайтесь реже останавливаться на конкретных словах. Наш взгляд движется по тексту не плавно, а скачками, вы сами можете это ощутить, закрыв один глаз и вторым медленно следуя по словам в строчке. Взгляд останавливается на каждом слове на долю секунды, от 1/4 до 1/2 секунды на остановку.
Примите за правило: утраивайте ту скорость чтения, которой хотели бы овладеть. К примеру, если читаете сто пятьдесят слов в минуту, а хотите триста, значит, стремиться надо к девятистам.
Для начала тренировки необходимо иметь перед собой книгу, с количеством страниц не менее двухсот. Важно, чтобы она не пыталась закрыться, находясь в открытом состоянии, так как это будет отвлекать во время тренировки. Также необходим таймер и карандаш либо ручка.
Первым делом, этапом, перед занятием следует определить свою скорость чтения. Это легко сделать, достаточно просто установить таймер на минуту и начать читать выбранную страницу в удобном для вас темпе, не торопясь. После этого подсчитайте количество прочитанных вами слов. Так вы определите свою скорость чтения. К примеру, она будет составлять 200 слов в минуту.
Следующий, Второй этап направлен на определение ориентира и скорость. Считая слова для определения своей скорости чтения, вы наверняка использовали палец, карандаш либо ручку для большей внимательности. Как вы помните, возвращение назад по тексту и задерживание взгляда на словах замедляет процесс чтения, отнимая лишнее время. Во избежание отвлечения можно использовать карандаш или ручку, либо даже ваш палец, водя ими по строчкам для большей фокусировки внимания.
Итак, первое упражнение на 2 минуты для развития техники.
Упражнение направлено на удержание фокуса при помощи карандаша либо ручки. Задайте темп для чтения, плавно водя кончиком карандаша под читаемой вами строчкой, и, следя за ним глазами, старайтесь прочесть одну строчку текста за 1 секунду. Не переживайте, если не успеваете понять читаемый текст, так как сейчас вы тренируете, в первую очередь, скорость. Не отвлекайтесь ни на что и ни при каких обстоятельствах, даже если прочтённый текст вам абсолютно не понятен. С такой техникой скорость чтения может составлять от 300 до 500 букв в минуту. Повторяйте это упражнение, пока не начнёте читать строчку за секунду и менее.
Следующее трехминутное упражнение для скорости.
В этот раз скорость чтения одной строчки сокращается до полусекунды, не останавливаясь и не отвлекаясь в течение трёх минут необходимо прочесть как можно больше текста. Вам по-прежнему не стоит задумываться о смысле прочитанного, постарайтесь избавиться от навязанной со школы идеи, что прочитанный текст необходимо понять, так как сейчас для вас важна скорость и именно её вы развиваете этими упражнениями. Концентрируйте внимание на кончике своего карандаша либо ручки для практики техники скорости. В дальнейшем это будет получаться рефлекторно.
Третий , заключительный этап
Фокусировка внимания на центральные слова с помощью периферического зрения.
Смотря в центр книги, мы видим остальной текст по краям периферическим зрением. Люди, читающие в обычном темпе со средней скоростью, пробегают глазами абсолютно каждое слово, в то время как «профессиональный» чтец пробежится глазами по основным словам, увидев остальные периферическим зрением, сэкономив при этом от 188 до 189 времени. Рассмотрим на примере предложения.
«Как и раньше в начале апреля зацвели деревья сакуры в токийских парках».
Если вы начали читать предложение с фразы «в начале» и закончили словом «сакуры», то сэкономили время на прочтение шести слов из двенадцати. Таким образом, чтение предложений данным способом может сокращать время вдвое, а смысл вам будет понятен, так как остальной текст вы увидели периферическим зрением.
Попрактикуйте три следующих упражнения по технике развития фокуса на главные слова в тексте.
Первое упражнение на одну минуту.
Задавая темп кончиком карандаша под строчкой, начните читать только первое слово в строке и последнее, тратя на строку не более одной секунды. Поначалу расширения области восприятия периферическим зрением не будет, поэтому данное упражнение направлено на развитие навыка.
Второе упражнение на одну минуту.
Начинайте читать со второго слова в строке и заканчивайте за два слова до её конца, при этом продолжая задавать темп кончиком карандаша.
Третье упражнение направлено на скорость.
Водя под строчкой карандашом, начните читать с третьего слова в строке и заканчивайте третьим словом с конца, тратя по времени на одну строчку не более полсекунды. Вы тренируете свои рефлексы по скорости чтения, поэтому понимание смысла текста пока неважно, оно придёт с практикой.
Итак, осталось проверить вашу новую скорость чтения.
Так же, как и в первый раз, включите таймер на одну минуту и начните читать текст с учётом всех тренировок и с максимальной скоростью, при которой вы понимаете смысл прочитанного. Вы видите, как ваша скорость чтения увеличилась благодаря данной методике, потому что вы не тратите лишнее время на возвраты по тексту и задержки на словах, а область вашего восприятия расширилась. Продолжая выполнять все эти упражнения, можно совершенствовать свои навыки по скорочтению.