Вопрос о том, когда следует вводить второй язык в речь ребенка, волнует каждую продвинутую маму. Ни для кого не секрет, что в современном мире без владения иностранными языками невозможно найти хорошую работу, путешествовать, наслаждаться фильмами и музыкой в полной мере. Круг людей, с которыми можно общаться только на родном языке, также ограничен. Это означает, что ни новых друзей, ни удачного межнационального брака человеку не видать.
Мифы раннего развития
Большинство молодых мам уверены, что их чаду следует заниматься языками, и чем раньше, тем лучше. Идеальной ситуацией для самого раннего обучения станет билингвизм, при котором ребенок растет в двуязычной среде и не воспринимает ни один из двух языков как иностранный. К сожалению, такая ситуация бывает не всегда. Научить маленького ребенка, который еще не способен к обучению, а просто «впитывает» и копирует все происходящее вокруг, будет сложно. Существует мнение, что формирование речевых навыков должно происходить параллельно на двух языках: родном и иностранном. Но при таком раскладе второй язык вводится уже с годовалого возраста. Результатом такого обучения станет небольшой лексический запас слов, но отсутствие навыков говорения. Песни, игры, мультфильмы и карточки со словами дадут ребенку хорошую базу, но не станут началом длинной дороги в мир нового языка. Поэтому курсы иностранных языков для детей 1-3 лет не будут эффективны.
Идеальный возраст для обучения
Так как же не пропустить лучшее время для изучения языка? Ситуацией, в которой ребенок быстрее всего заговорит на втором языке, станет погружение в языковую среду. То есть, если ребенка постоянно будет окружать иностранная речь, то он сформирует все необходимые навыки для овладения ею. Важно, чтобы к этому времени у малыша уже был сформирован навык общения на родном языке. Психологи, лингвисты и преподаватели утверждают, что это возраст 3-4 лет.
Особенности начала обучения
1. Методы, которыми ведется раннее обучение языкам, должны быть доступны для детского восприятия. Невозможно трехлетнему малышу дать задание по пересказу текста, изменяя настоящее время на прошедшее.
2. Материал, который дают маленькому ребенку, должен соответствовать его возрасту. Нельзя включать дошкольнику фильм о глобальном потеплении или второй мировой войне.
3. Самым подходящим видом деятельности для ребенка является игра. С помощью различных игр можно сформировать не только хорошую лексическую базу, но и отработать весь изученный материал.
4. Следует помнить, что дети еще не способны мотивировать себя сами. Поэтому нужно всегда объяснять цели действий и предполагаемые результаты.
5. Неплохо, если обучение проходит в небольшой группе сверстников. Как известно, детям свойственно копировать друг друга и соревноваться с лучшими.
6. Хорошо, если кроме занятий ребенок имеет возможность общения с носителем языка и путешествует по разным странам.
Позднее обучение языкам
Гораздо сложнее дается изучение языков человеку, начавшему в подростковом возрасте. Обычно много проблем вызывает произношение, а запоминание слов и правил требует большего числа повторений. Однако подростки способны ставить себе цели, прикладывать немалые усилия, видеть результаты и анализировать свою работу. Здесь уже эффективно используется метод погружения, много внимания уделяется грамматике, а обучение происходит путем смены 4 видов речевой деятельности (говорение, письмо, слушание и чтение).
Начинать обучение следует, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Если у малыша уже сформирована речевая база на родном языке, он готов воспринимать новое, умеет играть, любит песни и сказки, на вооружение можно брать иностранный язык.