Почему взрослому человеку так сложно довести владение иностранным языком до хорошего уровня? Проблема – в отсутствии времени; взрослый загружен как физически, так и эмоционально. Далеко не каждый из нас имеет возможность жить размеренной жизнью. Мы не можем расслабленно сидеть у камина, покуривая трубку, попивая виски и параллельно заучивая неправильные глаголы английского. Вердикт для большинства сегодня таков: времени нет.
Что еще хуже, нередко в жизненном пространстве не оказывается места для занятий иностранным языком. Начальник неистовствует по поводу несданного проекта; жена ушла на вечеринку с подружками и не появляется два дня; из банка позвонили с вопросом о том, когда будет внесен очередной платеж по кредиту. Спрашивается, когда тут думать об изучении языка? Хорошо бы не заработать добротный невроз. Но цели не ждут – так или иначе, приходится работать над их достижением вне зависимости от погоды за бортом. Здесь нет единого рецепта, который позволил бы взрослому человеку интегрировать иностранный язык в свою жизнь, несмотря ни на какие проблемы. Помогут только волевые усилия и применение общедоступных методов.
При известной доле усилий вполне возможно втиснуть иностранный язык в повседневную реальность. Если ваше желание победить титана по имени Английский (Немецкий, Испанский – нужное подчеркнуть) достаточно сильно, вы можете попробовать бросить вызов обстоятельствам и начать внедрять иностранный язык в обыденную жизнь.
Создание языковой среды
С самого утра окружите себя изучаемым языком. Во время завтрака или по дороге за хлебом можно послушать новости, посмотреть интересные видеоролики на Youtube. Работу по дому полезно совместить с прослушиванием иностранного радио (немало станций есть на международном сервисе под названием Tunein. У них же имеется и одноименное приложение для смартфонов).
Здесь необходимо сделать небольшую ремарку. На просторах Сети можно найти большое количество рекомендаций по созданию языковой среды, мало совместимых со здравым смыслом. Например, внимательное прослушивание подкастов в автомобиле может быть чревато дорожно-транспортным происшествием. Собираться на работу и одновременно слушать диалоги также не всегда полезно – можно забыть ключи, деньги, кредитную карточку, оставить включенными электроприборы, в конце концов.
С места в карьер
Бенджамин Франклин говорил: «Если хочешь иметь досуг, не теряй времени зря». Приступайте к занятиям без промедления. Любое дело состоит из трех фаз – «раскачка», основная часть и заключение. Можно посвятить занятиям гораздо больше времени, если сократить вступительную фазу. Не тратя время на раздумья, чем заняться – посидеть в социальной сети или выучить десять новых слов – открывайте словарь и начинайте учить лексику. Так дело пойдет быстрее. Занимайтесь каждый день хотя бы по 20 минут.
Скорее всего, начав работать, вы через некоторое время настолько втянитесь, что этого времени окажется мало. Через несколько недель занятия войдут в привычку, и вы помашете ручкой пресловутой прокрастинации – преодолевать себя станет гораздо проще.
Расширяйте расписание после того, как привыкнете к уже установленному лимиту времени на занятия. Определяйте заранее не только конкретное время занятий, но и список заданий, которыми будете заниматься.
«Курочка по зернышку клюет»
Не пренебрегайте пятиминутным чтением блога на изучаемом языке, прослушиванием короткого выпуска новостей или выполнением 1-2 упражнений. Конечно, многим корифеям преподавательской сферы такой подход покажется более чем поверхностным. Однако поделать нечего – таковы требования нашего времени: хочешь добиться успеха, совмещай работу, семью и учебу, как можешь.
Несмотря на то, что метод коротких подходов не предполагает глубокого погружения в предмет, он имеет и ряд достоинств. Определенно лучше прочитать пару абзацев текста или прослушать видео, чем не сделать ничего вообще. Кроме того, такие пятиминутки, если их проводить по нескольку раз в день, со временем накопятся в значительные достижения. Пять минут легко выделить даже самому занятому – стоя в очереди или пробке, отказавшись от послеобеденного просмотра новостной ленты в соцсетях.
По возможности заниматься утром
Умственная активность выше всего именно в утреннее время – для познавательной деятельности период с 9 до 13 часов является наиболее оптимальным. Поэтому занятия в это время будут наиболее эффективными. Можно отыскать утренние языковые курсы и посещать их до работы или же вставать на час раньше, чтобы посвятить немного времени занятиям. Здесь тоже можно провести эксперимент над самим собой. У кого-то, возможно, новые знания будут лучше усваиваться в промежутке с 9 до 11; у кого-то – с 10 до 12 и так далее.
Да, безоблачное детство – лучшая пора для изучения иностранного языка во всех отношениях. Однако это не значит, что взрослый должен списывать себя со счетов. Зрелый человек обладает лучшей концентрацией внимания, жизненным опытом, независимостью. А методы управления временем позволят достичь любой языковой цели.