:
1

Диктант на уроке иностранного языка? Использовать обязательно!

Кажется, что практика диктантов давно устарела, а применение этого упражнения в изучении иностранного языка и вовсе непривычно. Тем не менее, если вдуматься, такое занятие позволяет развивать не только навыки письма (в первую очередь – знание орфографии), но и восприятия речи на слух, оттачивать фонетические умения. А при внесении некоторых незначительных дополнений диктант может стать и упражнением для развития речи.

Есть несколько способов включить написание текста под диктовку в ваши обычные занятия. Рассмотрим наиболее эффективные, динамичные и полезные формы диктантов и то, как можно интегрировать их в урок естественным образом.

Диктант как основа для работы с текстом

Как и классический вариант диктанта, этот его вид предполагает, что вы (или диктор, если используется аудиозапись) зачитаете ученикам связный текст. Важно, чтобы он был коротким и обязательно связанным с той темой, которую они сейчас осваивают. После того, как диктант будет окончен, вам останется дать ряд упражнений, которые превратят письменное задание в тренировку устной речи. Среди вариантов – ответ на вопросы и постановка вопросов друг другу, пересказ содержания текста, выражение собственного мнения.

Можно выбрать и более сложный вариант: например, разбить текст на предложения и продиктовать их в случайном порядке, чтобы, записав, ученики расположили их в логической последовательности, и только затем приступили к другим упражнениям, обычным для работы с текстом.

Если целью является в первую очередь говорение, продиктуйте историю лишь до середины, а затем попросите группу предложить собственные варианты концовки.

Диктант как основа для диалога

Диалогическая речь невозможна без вопросов. Обычно ученики воспроизводят в своих диалогах те из них, которые уже прочли в учебнике. Измените привычный ход вещей: сделайте список вопросов основой для диктанта. После записи и проверки ученикам предстоит парная работа по составлению собственного диалога на заданную тему.

В зависимости от уровня группы, вопросительные предложения могут быть достаточно развернутыми или краткими, но важно, чтобы они относились к разным типам: используйте специальные, общие, альтернативные и разделительные вопросы.

Диктант как основа для развития устной речи

Не записывайте темы для обсуждения в классе на доске – пусть ученики сделают это под вашу диктовку. Таким образом они лучше запомнят, о чем именно предстоит говорить, и потренируют навыки письма. Кроме прочего, такое задание будет отличной проверкой орфографических знаний: как правило, обсуждение проводится в конце изучения той или иной темы, а значит, активная лексика уже должна быть усвоена на хорошем уровне.

Диктант как источник информации

Обучающие или образовательные подкасты сегодня на пике популярности – почему бы не воспользоваться этим, чтобы оживить интерес ваших учеников к иностранному языку, а заодно снабдить их новой, актуальной информацией? Выберите короткий аудио- или видеоматериал по интересной для них теме и используйте его в качестве основы для диктанта.

Этот вариант больше подходит для групп со средним или высоким уровнем знания языка, поскольку ученикам предстоит воспринимать речь в достаточно быстром, разговорном темпе. Чтобы избежать возможных затруднений, дайте группе прослушать всю запись целиком и лишь после этого начинайте собственно диктант, останавливая воспроизведение после каждого предложения.

Для групп начального уровня можно воспользоваться текстом подкаста (или любым другим информативным текстом) и зачитать его в умеренном темпе.

После окончания диктанта обязательно поинтересуйтесь, какие сведения показались ученикам особенно ценными, что нового они узнали и найдут ли практическое применение тому, что услышали.

Диктант-соревнование

Такой игровой диктант может понравиться и юным, и достаточно взрослым ученикам – ведь возможность не сидеть на месте во время занятия всегда привлекательна, а элемент соревновательности оживит урок.

Разделите учеников на группы. В одном конце класса на столах разложите задания для каждой из них – небольшие предложения на иностранном языке, напечатанные на отдельных пронумерованных карточках. Первому участнику от каждой команды нужно подбежать к столу, взять первую карточку, прочитать написанное, а затем, вернувшись к команде, продиктовать предложение следующему ученику. Записав услышанное, тот бежит к столу за очередным заданием, и так далее.

Побеждает группа, которая не только первой справится с заданием, но и выполнит его без ошибок. Доверьте проверку команде-сопернику, предоставив в качестве эталона использованные карточки, чтобы сделать упражнение еще более полезным.

Диктант-проверка произношения

Не всегда ученики в полной мере осознают, насколько важно правильное произношение в иностранном языке. Дать им почувствовать необходимость тщательно работать над ним можно, попросив одного из учеников выступить в роли того, кто начитывает диктант остальным.

Выберите небольшой текст и предоставьте нескольким ученикам возможность продиктовать группе по абзацу. Напомните, что от их усилий зависит, насколько правильно другие учащиеся запишут услышанное.

Во время чтения можете сделать аудиозапись каждого, кто диктует текст, чтобы потом иметь возможность обсудить с ним допущенные фонетические ошибки.

Диктант-проверка активной лексики

Вариантов такого диктанта может быть несколько. Например, вы можете попросить учеников записать начало предложений, а когда диктант завершится – закончить их, используя для развития идеи слова, включенные в список текущей лексики.

Также можно надиктовать предложения с пропущенными словами, заменяя их особым сигналом – скажем, хлопком в ладоши. Когда письмо под диктовку будет закончено, ученикам придется заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

Несколько важных советов

Приведенные выше разновидности диктантов – полезные и продуктивные, но, чтобы гарантированно получить от них положительный результат, стоит придерживаться нескольких правил.

  • Настраивайте группу на диктант, объяснив, зачем выполнять это упражнение. Ваши пояснения помогут ученикам отнестись к заданию более серьезно.
  • Подстраивайте свою речь (или выбирайте запись) с учетом уровня группы. Если он не слишком высок – говорите медленнее, повторяйте фразу до трех-четырех раз.
  • Не давайте слишком простых диктантов группе с высоким уровнем знаний – вы лишь снизите мотивацию и вместо полезного упражнения получите скучное и неэффективное занятие.
  • Разбивайте предложения на логически (по смыслу и с точки зрения грамматики) завершенные фразы, чтобы вашим ученикам было легче их воспринимать.
  • Будьте готовы к тому, что первые диктанты будут не слишком успешными – не требуйте от группы сразу писать идеально, проявляйте терпение и гибкость.
  • После диктанта дайте время на то, чтобы ученики исправили свои ошибки самостоятельно – это более продуктивно, чем получение готового ответа от преподавателя.

Занимать диктантом значительную часть занятия, конечно, не стоит, однако в качестве дополнительного практического упражнения он будет не менее ценен, чем более привычные формы работы.